Прибавочное наслаждение

Прибавочное наслаждение лучшим образом воплощено в таком капиталистическом продукте как Кока-Кола . Кока-кола не утоляет жажды. Чем больше её пьёшь, тем больше хочется. Следовательно, продукт служит чему-то ещё. А именно такому феномену как прибавочное наслаждение.
Термин прибавочное наслаждение был разработан Лаканом в 1969-1970 годах со ссылкой на прибавочную стоимость Маркса (прибыль), о которой нам важно знать то, что эта стоимость есть цель и движущая сила капитала. «…у Маркса, где наше а налицо, оно предстаёт как функционирующее на уровне, который, именно благодаря аналитическому дискурсу (…) вычленяется как уровень прибавочного наслаждения» .
Итак, прибавочное наслаждение наследник другого, точнее маленького другого, обозначаемого литерой а (autre) и объекта а (объекта-причины желания). Объект-причина желания, или объект, запускающий желание всегда уже утрачен, он порождает нехватку и движет любым субъектом. Утрачиваем мы частичные объекты, или объекты частичных влечений. По Лакану это грудь, точнее эффект утраты груди (частичный объект орального влечения), фекалии (анального), взгляд (скопического) и голос (голосового). Утрата толкает на поиски утраченного, движет желающим субъектом. «Утраченный объект вводит в измерение человеческого бытия наслаждение» . Поскольку обретение желанного объекта в виде заменителей (кока-кола, бесплатные проценты, подарки) даёт сомнительное насыщение, то субъект обречён искать его заново, субъект обречён на повторение. «Повторение связано определённым образом с тем.., что именуется нами наслаждением» . Полученное необходимо тут же растратить, иначе будут неприятности связанные в вступлением в игру Сверх-Я .
Понятие избыто(чно)го наслаждения (plus-de-jouir, Mehrlust) вводится в процессе семинарских занятий XVI «D’un Autre á l’autre» («От Другого к другому») В следущем же сезоне, на семинарских занятиях «Изнанка психоанализа», в 1969-1970 годах Лакан говорит о то об избыто(чно)м наслаждении, то о прибавочном. Это связано с трудностями именовать предмет, не имеющий имени, а именно предмет страха (l’angoisse). «Да, это избыто(чно)е наслаждение, но, хотя приблизительно его так обозначить можно, предмет этот неименуем. Вот почему для передачи того, о чём идёт речь, пришлось воспользоваться термином прибавочной стоимости» . В семинаре «Изнанка психоанализа» Лакан разрабатывает теорию четырёх дискурсов. Это дискурсы господский, университетский, аналитический и истерический. В каждом из четырёх дискурсов прибавочное наслаждение занимает своё место. «Наслаждение дискурс затрагивает непрерывно, хотя бы потому, что возник из него» . «Не существует дискурса, (…) где речь не шла бы о наслаждении» . В психоаналитическом дискурсе сама позиция аналитика есть не что иное как объект а. В университетском дискурсе а встаёт на место другого, место объекта эксплуатации, каковым является студент.
Но прибавочное наслаждение это и что-то, что лежит по ту сторону того, что говорится . В конце разрабатываемого учения, Лакан говорит, что мы не можем пройти мимо наслаждения. Это есть больше того, что хочет сказать взгляд, голос. Взгляд и голос – это структуральный остаток по сравнению с чем-то интимным, с чем-то, что есть в теле и что нужно обнаружить. В истории субъекта – это то обстоятельство, когда означающее провоцирует появление Реального. Это не просто элементы структуры языка, а асемантические означающие, которые сами не говорят, а соответствуют наслаждению в теле. По отношению к ним язык вторичен. А структура дискурса их прикрывает.

Литература:

Ж. Лакан  «Изнанка психоанализа», Семинар, Книга 17

С. Жижек  Кока-кола как объект а// Хрупкий абсолют, М.:ХЖ, 2003

Ив Клод Стави  Лекция в СПбГУ, 02.04.2010

(Текст опубликован в № 3 журнала Лаканалия в 2010 году)