Желание

«Уже у Фрейда мир не является ни миром вещей, ни миром бытия, но миром желания. Именно желание стало той тайной, которая открылась ему в 1895 году в ходе толкования сновидений». Сновидение по Фрейду есть не что иное, как исполнение желания (за исключением повторяющихся сновидений в случаях травматического невроза). Именно «желание побуждает к деятельности наш психический аппарат» . И хотя понятие Желания (как и понятие другого/Другого) Лакан не рассматривает среди основных понятий психоанализа, таких как влечение, бессознательное, повторение и перенос, на протяжении всей жизни его интересует субъект желающий, а не мыслящий. Это буквальное переворачивание классических философских, декартовских традиций.
Фрейд часто использовал слово Wunsch, которое можно перевести как уже сформированное желание, и иногда употреблял термины Lust и Begierde, которые означают скорее похоть, вожделение. Лакановское желание — desire ближе к последним. А вот уже артикулированное желание, или требование (запрос) — demande, по значению больше похоже на фрейдовское Wunsch.
Лакан разграничивает не только желание (desire) и требование (demande), но и отделяет их от потребности. На семинарских занятиях 1957/58 годов он говорит: «Структура желаний определена чем-то иным, нежели потребности. Потребности доходят до нас преломлёнными, разбитыми, расчленёнными, и выстроены они ни чем иным как… законами означающего». «Требование – это та составляющая потребности, которая проходит через адресованное Другому означающее» (там же, стр. 99), «…желание, то есть потребность плюс означающее». Лакан ставит акцент на речи, на означающих, на символическом порядке. Он выстраивает граф желания, в котором показывает динамику преобразований потребности в требование посредством обращенного к Другому сообщения. Требование же (или запрос) – это всегда по сути требование любви (признания). Желание – есть желание быть желанным.
Конечно, желание тесно связано с одним из основных понятий – с влечением. Влечения, есть частичные проявления желания. Лакан утверждает частичный характер любого влечения и выделяет оральное, анальное, скопическое и голосовое. Желание, как и влечение, невозможно удовлетворить. Каждому частичному влечению соответствует частичный объект. У желания нет объекта, но есть причина. Она так и называется объект-причина желания. «Объект желания — это всегда объект желания Другого, а само желание — это всегда желание Другой вещи, точнее, того, чего не хватает, а, объекта, который изначально утрачен и который, как показывает нам Фрейд, мы вечно обречены открывать заново».
Желание связано с нехваткой. Если нечто желанно, значит этого не хватает, недостаёт. Желание связано с запретом. Запрет оживляет желание, пробуждает его. Известно, что ничто так не желанно, как запретное. Закон, который запрещает, только поддерживает желание. До запрета на инцест или убийство нет инцестуозного желания и желания убивать.
Желание обретается только как желание другого. Это и желание быть желанным (требование любви), и желание того, что желает другой. Так желание субъекта отчуждается в желании другого. Лакан говорит об этом в связи с диалектикой отношений раба и господина. Если господин (субъект) желает то, что желает раб (другой), он получает признание, но и становится зависимым от него. Желая то, что желает другой, через слово, через означающее субъект отчуждается от своего желания, идентифицируясь с другим.
Лакан велит следовать своему желанию, не предавать своего желания.
Желанию и его интерпретациям посвящён семинар 1968/69 годов «Le desir et son interpretation».

Литература:

З. Фрейд «Толкование сновидений», 1900

Ж. Лакан «Образования бессознательного», Семинар, книга  V

В. Мазин «Введение в Лакана», 2004

(Текст опубликован в № 2 журнала Лаканалия в 2010 году)