Бессознательное

Бессознательное – это понятие, которое Лакан включает в ряд основных понятий, основных концептов психоанализа на семинаре 1964 года, который так и называется «Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse». Другие три понятия – это повторение, перенос, влечение. В ходе того же семинара Лакан описывает Бессознательное весьма поэтично: «Бессознательное с самого начала предстаёт нам как по существу своему прерывистое, и то, что в его разрывах является – носит мерцательный характер» . Бессознательное – игра означающих; бессознательное – лакуна, купюра, разрыв; бессознательное – совокупность воздействий, оказываемых на субъекта речью; реальность бессознательного является реальностью сексуальной. Существует мнение о том, что неделю Лакан придумывал новое определение бессознательного . Но вернёмся к Фрейду.
Бесоззнательное (das Unbewusste) – центральное понятие учения Фрейда. 15 мая 1896 Фрейд впервые использует понятие Бессознательного в одной из своих статей. Весь психоанализ есть учение о бессознательном, о том, как оно проявляется, работает, пульсирует, о том, как устроена память и психика. Сознанию же, по словам Фрейда, трудно приписать какую–либо функцию.
Наряду с Предсознательным и Сознанием, Бесоззнательное – есть часть устроения психического аппарата, так называемой первой топики. Бессознательное – то, что не допускается в Предсознание или Сознание в результате вытеснения, в результате вхождения человека в культуру. «Все вытесненное должно оставаться бессознательным, но … вытесненное не охватывает всего бессознательного. Бессознательное имеет более широкий объём» . Бессознательное – это и вытесненное, и то, что не присутствует в актуальный момент в поле сознания, но может быть легко осознано. Бессознательное – это другая сцена.
О бессознательном мы можем узнать только по его проявлениям: Сновидения, ошибки, оговорки, описки, т.е некие сбои, а по выражению Лакана «преткновения, надломы, срывы» — есть следы бессознательного. «Мы знаем его лишь как сознательное, после того, как оно подверглось превращению или переводу в сознательное» . Бессознательное, по мысли Фрейда, процесс первичный, ему свойственны такие механизмы как сгущение и смещение. Лакан соотносит сгущение и смещение с лингвистическими понятиями метафоры и метонимии. Сгущение и смещение известны нам по описанию в работах «Набросок одной психологии» (1895), «Толкованию сновидений» (1900)г. «Благодаря процессу смещения одно представление может отдать всю сумму своей нагрузки (Bezetzung) другому, благодаря процессу сгущения оно может вобрать в себя всю нагрузку многих других представлений» С точки зрения динамики и экономики это свободное перемещение психической энергии с одного представления на другое в соответствии с принципом удовольствия и нагрузка представлений, связанных с удовлетворением. Для бессознательного характерно отсутствие отрицания, сомнения, степеней безопасности, вневременность. Вторичный процесс же имеет отношение к системе Предсознание-Сознание, когда под действием принципа реальности происходит сопоставление различных способов удовлетворения и перемещение энергии затруднено. Содержаниями бессознательного являются фантазии – воображаемые сценарии исполнения желаний.
Во второй топической системе, разрабатываемой Фрейдом в 20-е годы, включающей инстанции Я, Оно и Сверх-Я, бессознательное не выступает как отдельная инстанция, однако можно говорить о том, что Оно является бессознательным, Я и Сверх-Я отчасти бессознательны.
Проявления работы Бессознательного обнаруживаются не только в сновидениях, ошибочных действиях, оговорках, забывании имён, не только в «психопатологии обыденной жизни», но так же и в невротических симптомах, а особенно ярко — в психозах. В любом случае Бессознательное прежде всего проявляется в речи. При шизофрении субъект обращается со словами как с вещами, язык – это язык органов. «Слова сгущаются и без остатка переносят свои нагрузки друг на друга посредством смещения» . Словесные представления здесь преобладают над предметными. Слова и обозначаемые ими вещи престают совпадать. Сходство предметов производится по сходству звучания, а не значения, или, говоря лингвистическим языком, которым оперирует Лакан, по сходству означающего, а не означаемого.
Известны две формулы Лакана, расположенные на стыке психоанализа и лингвистики: Бессознательное структурировано как язык. Бессознательное – дискурс другого, речь другого. Лакан опирается на «Толкование сновидений» и напоминает, что «сон имеет структуру фразы или, буквально, ребуса, т.е. письма» . Важно помнить, что язык – это система знаков и отношений между ними, речь – проявление этой системы каждым субъектом. В психозе язык обнаруживается без речи. «Отсутствие речи обнаруживает себя в стереотипах дискурса, где субъект не столько говорит, сколько сказывается». В «Римской речи» он отмечает, что мысль о том, что Бессознательное – дискурс другого, особенно явно выступает в работах Фрейда, посвящённых психоаналитическому опыту: «Совпадение слов субъекта с фактами, о которых тот не мог быть информирован, но которые всегда связаны в своих проявлениях с другим опытом, в котором психоаналитик участвует в качестве собеседника – совпадение, чаще всего обусловленное сходством чисто вербальным, даже омонимичным» . Так например, в знаменитом случае Человека – Волка важнейшее слово, слово как условие любви, Glanz — это что-то блестящее, если переводить с немецкого, и это взгляд (glance) в переводе с английского. И здесь интерпретация выстраивается с опорой на сходство по звучанию.
Другим примером работы бессознательного и его истолкования может послужить анализ одной оговорки.
Молодой человек находится в смятённом состоянии по причине влюблённости. Он хочет поделиться переживаниями со своим близким другом, который поддерживает его в трудную минуту. Юноша думает написать послание по электронной почте, но у друга с почтой перебои. В мыслях молодой человек обращается к нему с фразой: -Ну почему ты не проверяешь почву? Оговорка. Поч-та «вдруг» обратилась в поч-ву. Подобные акустические образы поч-та и поч-ва сместились, произошло сгущение. И здесь уже приходит на ум устойчивое выражение «прощупать почву». Тогда вопрошание о проверке поч-ты/вы обретает иную окраску: «Прощупай почву, скажи мне, не зыбко ли здесь, верно ли я иду?». Далее «почва» ведёт к семантически сходной «земле». Получается, что сокрытое послание могло бы звучать как: «Земля у меня из-под ног уходит, я влюблён! Проверь почву, узнай, есть ли она под ногами!» Конструируем ассоциативную цепочку: почта-почва-земля, первые элементы сходны по звучанию, они образовали «иероглиф», перевод которого привёл к истолкованию вопрошания о проверке почты, как просьбы о помощи в любовных делах, просьбы об опоре, поддержке, земле под ногами.

Литература:

З. Фрейд Бессознательное (1915)

Ж. Лакан «Четыре основных понятия психоанализа» Семинары, Книга XI (1964)

Ж. Лакан «Функция и поле речи языка в психоанализе» (1953)

Жанна Далорме. Из интервью (Sinthome, No. 5, 2007)

(Текст опубликован в № 5 журнала Лаканалия в 2011 году)